Изображения:        Шрифт:

Цветовая схема:

Версия для слабовидящих

  ноября 13, 2018      Вход    Регистрация   
 Опека и попечительствоСобытия   
 
Статья в газете "Киришский факел" Минимизировать

Неблагополучные семьи

В последнее время тема так называемых, «неблагополучных» семей, очень актуальна, поэтому она часто становится предметом широкого обсуждения на различных уровнях, в том числе и в средствах массовой информации. На вопросы о неблагополучных семьях сегодня отвечает И.А. Пученкова - начальник сектора по опеке и попечительству комитета по образованию Киришского района.

- Ирина Александровна, какие семьи можно назвать неблагополучными?

- У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения, односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно - и благополучие, и неблагополучие. Но мы в своей работе имеем в виду лишь неблагополучие по отношению к ребенку. Поэтому в нашем понимании неблагополучная семья — это та, где имеются явные дефекты воспитания. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия семьи - только отношение к ребенку.

Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической и других. При этом в неблагополучной семье редко встречается только один вид проблем, обычно их несколько, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Процесс семейного воспитания ребенка в такой семье протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно. Дети испытывают дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергаются насилию или жестокому обращению. Главная характеристика такой семьи — отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты прав и законных интересов.

- В чем причины неблагополучия семей?

- К сожалению, сегодня самая распространенная причина появления таких семей – это бытовая распущенность родителей: пьянство (а в каких-то семьях – злоупотребление наркотическими и токсическими препаратами), нежелание работать и достойно обеспечивать своих детей, отвечать перед собой и обществом за то, насколько добросовестно они выполняют свои родительские обязанности в отношении сыновей и дочерей (содержат их материально, обеспечивают их развитие, воспитание и образование). Удивляет, когда некоторые мамы, не имеющие практически никакого образования, кроме неполного среднего, и никаких профессиональных навыков, предполагающих получение престижной работы, с гордостью отказываются от предложения работать на не слишком высокооплачиваемых должностях уборщиц, младших воспитателей в детском саду, дворников и пр., считая это ниже своего достоинства и предпочитая ничего не делать. Я думаю, что если родители озабочены получением материального достатка на содержание своих детей, они будут прикладывать все усилия для этого. А ведь некоторым родителям лень получить даже то, что государство дает им в качестве социальной помощи – оформить детское пособие или пенсию по потере кормильца, устроить ребенка в дошкольное учреждение, определить на лечение или временное содержание в центр социального обслуживания населения – ведь для этого надо куда-то идти, собирать какие-то  документы…

Кроме этих причин, по мнению психологов, многим современным родителям мешают воспитывать своих детей и такие факторы как усталость от работы и бытовые проблемы, отсутствие теплоты и внимания в семьях, нехватка специальных знаний о педагогике у родителей, а порой и вовсе жестокое обращение с детьми.

- Как можно оценить ситуацию с неблагополучными семьями в Киришском районе и как сегодня можно решить проблемы неблагополучных семей?

- Конечно, проблема семей, относящихся к категории семей социального риска и находящихся в трудной жизненной ситуации, не может нас не волновать, как не могут не волновать факты совершения преступлений несовершеннолетними, вовлечение детей в распитие спиртных напитков. Но все эти вопросы невозможно решить силами какой-то одной службы. Необходима слаженная работа, тесное взаимодействие всех структур, в компетенцию которых входит исполнение законов о профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их жизни, здоровья, благополучия и охране их прав. Хочу сказать, что сложившуюся в Киришском районе систему работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, можно назвать позитивной. Она характеризуется комплексным подходом всех служб к решению данной проблемы  и единым видением путей ее разрешения. Работа с этими семьями в Киришском районе проводится на основе взаимодействия следующих органов: Комитета по образованию, органов опеки и попечительства, социальной защиты населения, здравоохранения, ОВД, суда, прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних, комитета по делам молодежи.

- Как должна организовываться работа с такими семьями?

- Работа, проводимая с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, состоит из пяти этапов:

- профилактика возникновения неблагополучных семей,

- своевременное выявление факторов неблагополучия в семьях,

- непосредственная работа с семьей,

- достижение результата,

- реабилитация с последующим социальным сопровождением.

Большинство специалистов, работающих с детьми, считают, что легче предотвратить трудную жизненную ситуацию для ребенка, чем возвращать его потом к нормальной жизни. Профилактика - это, пожалуй, наименее затратная, но очень важная часть работы. Главная роль в ней отводится учреждениям и организациям, которые могут организовать консультационную и просветительскую деятельность. Это детские сады и школы, учреждения дополнительного образования, детские клубы, лечебные учреждения, средства массовой информации, общественные организации.

Самым важным моментом в профилактической работе является как можно более раннее и своевременной выявление детей, попавших в ситуацию, угрожающую их благополучию. Здесь на первый план также выходит взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи. Но, кроме учреждений и организаций, напрямую работающих с детьми и их родителями, в выявлении детей, оказавшихся в ситуации неблагополучия, принимают участие и просто неравнодушные люди - родственники, соседи, друзья, знакомые.

- Как проходит профилактика семейного неблагополучия в Киришах?

- На это направлена вся система работы с семьями в образовательных учреждениях: родительские собрания, индивидуальные беседы, родительские клубы, совместные мероприятия. В школах за организацию работы с неблагополучными семьями помимо администрации учреждений, классных руководителей, отвечают социальные педагоги. В детских садах социальных педагогов нет, поэтому по инициативе комитета по образованию в прошлом году в каждом дошкольном образовательном учреждении были назначены лица, ответственные за работу с семьями социального риска. Во всех учреждениях оформлены журналы учета семей, в которых дети находятся в трудной жизненной ситуации.

- Много ли неблагополучных семей в Киришах? Как с ними работают?

- На учете в органах опеки и попечительства стоят 106 семей из группы социального риска. Это так называемая группа активного контроля, то есть семьи, находящиеся в поле зрения различных органов. Мы выходим в эти с семьи с целью обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних. В таком «социальном патронаже» участвуют педагоги образовательных учреждений, специалисты сектора по опеке и попечительству, комиссии по делам несовершеннолетних, комитета социальной защиты населения, сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних, патронажные медсестры и участковые врачи. Такие совместные выходы и выезды в семьи характеризуют единый комплексный подход всех ведомств к данной проблеме. В случаях экстренной ситуации взаимодействие всех структур тоже отработано. Кроме того, проводятся индивидуальные беседы профилактического характера с родителями на всех уровнях, психологическое консультирование, постановка на учет с целью дальнейшего контроля. В образовательных учреждениях проходят коллективные и индивидуальные беседы с учащимися, вырабатываются совместные планы и рекомендации по работе с несовершеннолетними и их родителями в каждом конкретном случае.

При непосредственной угрозе здоровью и жизни ребенка применяется и такая мера, как отобрание несовершеннолетних из семьи. Но, поскольку приоритетным в нашей стране является воспитание детей их биологическими родителями, в этом случае ведется работа по возвращению ребенка в семью. Родители, изъявившие желание вернуть сына или дочь, собирают пакет документов, устраиваются на работу или встают на учет в службе занятости, организуют приемлемые условия для проживания несовершеннолетнего в семье, при необходимости проходят медицинское обследование. Им даются рекомендации по оформлению пособий в органах социальной защиты, а также по прохождению курса лечения от алкогольной или наркотической зависимости. В среднем 7-8 человек в год пролечиваются в лечебных учреждениях по направлениям специалистов сектора по опеке и попечительству. Если возвращение в биологическую семью невозможно, дети могут быть переданы под опеку родственников, в приемную семью, усыновлены.

-   Что является крайней мерой в отношении нерадивых родителей?

- Самой крайней мерой по выведению ребенка из ситуации неблагополучия становится лишение одного или обоих родителей родительских прав в отношении несовершеннолетних детей или ограничение в родительских правах сроком на шесть месяцев. Инициировать иск по лишению прав могут: один из родителей, законные представители ребенка (опекуны, попечители, приемные родители), органы опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокуратура, либо лечебное или образовательное учреждение, в котором находится ребенок. За 2010 год на сегодняшний день. Но, все-таки, повторюсь, что основная задача нашего общества – это сохранение биологической семьи, работа с ней, оказание социальной поддержки и помощи родителям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В последнее время можно услышать много негативных оценок по вопросу создания в стране ювенальной юстиции. На наш взгляд, эти упреки не обоснованы. Я не знаю ни одного человека (сотрудника любой службы или ведомства), который был бы заинтересован в отобрании ребенка от родных матери и отца. Напротив, в некоторых случаях, до последнего пытаясь сохранить семью, мы, к сожалению, затягиваем ситуацию, и ребенок должен длительное время вынужденно находиться в неблагоприятных условиях, мешающих его полноценному развитию и воспитанию. Это очень тонкий вопрос, и здесь мы должны вовремя увидеть тот момент, когда ситуация становится критической для ребенка.

В заключение мне хотелось бы напомнить всем родителям одну известную мудрость: «Ребенок – это чужая душа, данная нам на воспитание». И мы, взрослые люди, не вправе калечить и уродовать эту душу.